Sergey Zlochevsky

всего понемногу

Homeобо мне и сайтеличноессылкитекстымузыка

Общие указания по выбору контрабаса

Хайнер Виндельбанд

оригинал статьи: www.suennenblink.de/allgemeines.htm

Если вы всерьёз задумали начать играть на контрабасе, то, исследуя варианты покупки инструмента, вы обнаружите, что это начало обойдётся вам не слишком дёшево.

Контрабасы делятся на фанерные, полумассивные – это те, у которых верхняя дека сделана из массива ели, — и собственно массивные, у которых весь корпус сделан из древесного массива. Однако сам по себе этот критерий выбора не единственный, потому что, к примеру, качественный полумассивный контрабас может оказаться лучше некачественного массивного. В общем, новичку нужно уяснить, что только дерево для контрабаса обходится недёшево, и если вы встретите необычайно низкую цену на контрабас, будьте начеку. В кое-каких больших музыкальных магазинах неопытный музыкант может и прельститься контрабасом по небывало низкой цене, но довольно скоро он обнаружит, что на этом красивом инструменте играть фактически невозможно. Струны проходят бесконечно высоко над грифом, звучат так, как будто они картонные, при этом задевают об гриф и звякают, шпиль при игре то и дело проваливается, а механика не держит строй. Дело в том, что качество тоже чего-то стоит.

Из своего двадцатипятилетнего опыта скажу, что при покупке подержанного инструмента, равно как и нового инструмента упомянутого типа, стоит проделать полный «set up»: аккуратнейшим образом свести на нет борозды от струн на грифе, заново приладить душку и заменить порожек. Также прибавьте сюда новые струны за посильные деньги. Вот так и блекнут всякие «специальные предложения». На ebay предлагаются дешёвые китайские контрабасы из массива с грифом из чёрного дерева за тысячу (!) евро, однако вслед за радостью покупки вас ждёт разочарование. Чёрное дерево – да, но третьего сорта: оно не строгается и не шлифуется! Шпиль проваливается, колки «зажимает», отчётливо слышна душка, эфы становятся впалыми, а в худшем случае дека даже может пойти трещинами. Это от того, что используется «сырое» дерево. А жаль, потому что речь идёт о варварской обработке тибетского клёна, в результате которой получается не более чем дрова. Какая порча материала! Если это ваши первые два года (а за это время вам придётся серьёзно работать над ликвидацией изъянов такого инструмента), то мой «Юниор» (серия, предназначенная для начинающих) с гарантией и сервисом вам обойдётся дешевле. Не верите? Советую поверить, многие подтвердят мои слова.

Но давайте конкретнее. Если всё-таки нужно покупать фанерный контрабас, то у него должен быть по крайней мере гриф из чёрного дерева. Если гриф при этом ещё и хорошо обработан, то он годится, но не может стоить больше 1500 евро. По-настоящему интересными для начинающих представляются полумассивные инструменты. Из-за того, что звук в ёлке распространяется вдоль волокон в два раза быстрей, чем поперёк, и поперечное распространение колебаний прерывается у эф, звук контрабаса приобретает свой особый тембр именно вследствие продольных колебаний деки. Нижняя (задняя) дека работает как рессора (на манер листовых рессор почтовых карет в вестернах) и эту работу фанера, надо сказать, выполняет не хуже массива. Отсюда и берётся хороший звук достойного полумассивного контрабаса. Но поскольку большинство всё-таки сделано фабричным способом, звук у них не высший класс. Однако если такой звук вас устраивает, то инструмент принесёт вам радость, и его вполне можно считать «правильным» контрабасом. Дешёвые массивные контрабасы, как правило, изготовлены на фабриках музыкальных инструментов. Поэтому стоит в большинстве случаев предпочесть ещё более дешёвый полумассивный инструмент, потому что он выглядит так же, а звучит не хуже. Насчёт массивных инструментов, затрону вопрос о плоской и сводчатой задней деке.

Круглая, сводчатая задняя дека – это самонесущая конструкция, а плоская чаще всего наклеена на поперечные балки из-за недостаточной древесной прочности. У плоских часто есть скос в верхней части. Этот скос или излом выполняет ту же задачу, что и изогнутость у сводчатой деки. У более старых инструментов этот скос уже довольно глубоко утоплен. В этом случае вам нужно обследовать балки. Не ссохлись ли они, не проклеены ли они уже повторно, не вставлены ли в «колечки», не раздвигают ли они случайно обечайки? Старый контрабас может таить здесь неприятные сюрпризы, и, возможно, понадобится затратный ремонт. Также, если задняя дека обнаружила трещины, её нужно обязательно ремонтировать, потому что когда она гудит во время игры, начинаешь нервничать – мы же не пчёл разводим, а на контрабасе играем.

В звуковом плане «баталии» вокруг плоской и круглой деки – споры ни о чём. Контрабас с плоской задней декой не так громок вблизи, но при этом он лучше доносит звук на расстоянии, а у инструмента с круглой декой вблизи звук обладает полной силой, но быстрее затухает при удалении от инструмента. Всё остальное в звуке каждого контрабаса индивидуально.



Categories: переводы, тексты